Онтология и теория познания, Миронов В.В., Иванов А.В., 2005

Онтология и теория познания, Миронов В.В., Иванов А.В., 2005.

  В учебнике обстоятельно и с учетом современных научных знаний излагается понимание специфики философии как системы наиболее общих, предельных закономерностей, определяющих взаимоотношения Человека и Мира. Авторы, следуя учебному стандарту, выделяют и всесторонне освещают две структурные составляющие философии — онтологию и гносеологию (теория Познания).
Онтология рассматривается в качестве предметного уровня метафизики, выявляющей всеобщие характеристики бытия как такового в его конкретных разновидностях — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.
Гносеология излагается с позиции взаимоотношений человека и бытья (мира) в познавательной ситуации, причем в качестве объекта познания бытие может включать и человека как часть мира.
Вместе с тем в учебнике проводится и аксиологический подход к философии, сочетающий представления о бытии и познании с личностными и общественными ценностями.
Учебник предназначен для аспирантов и студентов философских факультетов, а также может быть использован изучающими философию и в вузах негуманитарного профиля.

Онтология и теория познания, Миронов В.В., Иванов А.В., 2005


Становление онтологии в античной философии.
В период античности философия развивается прежде всего как метафизическое знание. Она начинается не как этика, эстетика, социальная философия или логика, а прежде всего как метафизическое усилие мысли, силящейся заглянуть в глубины бытия. В свою очередь, термин «онтология», происходящий от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает уровень этого проникновения в тайны бытия, который связан с познанием сущности. Онтология — это «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. В большинстве философских, традиций учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию над природным бытием, тем не менее несводимо только к нему.

Онтология с самого начала выступает таким типом знания, которое не имеет природных критериальных основ, в отличие, например, от эмпирических наук. Она должна была отстаивать свое право на построение картины мира путем рационально-рефлексивного размышления.

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение: Метафизическая сущность философии.
Раздел I. Онтология.
Глава 1. Метафизика и базовые категории онтологии.
§ 1. Становление онтологии в античной философии.
§ 2. Категория бытия. Диалектика бытия и небытия.
§ 3. Субстанция и ключевые ходы классической онтологической мысли.
§ 4. Вещь, свойство, отношение.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 2. Структурная организация бытия.
§ 1. Соотношение части и целого: принцип системности.
§ 2. Разнообразие структурных уровней бытия.
§ 3. Модели единства мира.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 3. Неклассические онтологии второй половины XIX—XX в.
§ 1. Кризис классических онтологических моделей.
§ 2. Учение Ф. Энгельса о формах движения материи и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме.
§ 3. Слои бытия в онтологии Н. Гартмака.
§ 4. Антропологические версии онтологии XX в.
§ 5. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.
§ 6. Интегральные онтологические модели. Русская софиология.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 4. Движение как атрибут бытия.
§ 1. Проблема движения в античной философии и логические векторы ее решения.
§ 2. Диалектика и метафизика. Движение как сущность бытия.
§ 3. Движение и развитие. Проблема прогресса.
§ 4. Основные модели развития.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 5. Диалектика бытия: развитие и законы диалектики, принцип и категории детерминизма.
§ 1. Развитие и детерминизм.
§ 2. Законы диалектики: материализм или идеализм?
§ 3. Закон отрицания отрицания.
§ 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
§ 5. Закон взаимодействия противоположностей.
§ 6. Детерминизм и индетерминизм.
§ 7. Основные детерминационные связи и категории детерминизма.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 6. Свобода и ее бытийные измерения.
§ 1. Сущность и грани свободы.
§ 2. Опыт диалектического определения: свобода и ее иное.
§ 3. Этическое измерение свободы.
§ 4. Познавательный аспект свободы.
§ 5. Экзистенциальное измерение свободы.
§ 6. Политические и экономические аспекты свободы.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 7. Пространство и время.
§ 1. Становление мифологических представлений о пространстве и времени.
§ 2. Основные истолкования пространства и времени.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 8. Разнообразие пространственно-временных уровней бытия.
§ 1. Социокультурное восприятие времени и пространства.
§ 2. «Нефизические» представления о времени и пространстве в естественных науках.
§ 3. Духовно-экзистенциальное и духовно-культурное время.
и пространство.
Вопросы и задания.
Литература.
Раздел II. Теория познания.
Глава 1. Предмет и основные проблемы теории познания.
§ 1. Становление и значение теории познания в философии.
§ 2. Метафизичность теории познания и ее соотношение с частными когнитивными дисциплинами.
§ 3. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 2. Основные теоретико-познавательные стратегии.
§ 1. «Пессимистические» доктрины.
§ 2. Конструктивные теоретико-познавательные доктрины.
§ 3. «Платонические» теории познания.
§ 4. Имманентистские теории.
§ 5. Трансцендентализм.
§ 6. Современная гносеологическая ситуация.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 3. Субъект и объект познания. Сущность знания и его атрибутивные характеристики.
§ 1. Критика субъект-объектной дихотомии и ее ограниченность.
§ 2. Объект познания.
§ 3. Субъект познания.
§ 4. Сущность, общая динамика и основные характеристики знания.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 4. Язык и познание.
§ 1. Специфика научного и философского осмысления языка.
§ 2. Базовые характеристики языка как целостной системы.
§ 3. Функции языка.
§ 4. Функциональные модальности языка.
§ 5. Онтологический философский подход к языку.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 5. Сознание как объект гносеологических исследований.
§ 1. Методологические трудности изучения сознания.
§ 2. Основные антиномии сознания.
§ 3. Определение сознания.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 6. Структура сознания.
§ 1. Основные сферы сознания.
§ 2. Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного.
§ 3. Системообразующая «ось» сознания. Понятия о глубинном и эмпирическом «Я».
§ 4. Диалектика развития представлений о собственном «Я».
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 7. Онтологический статус явлений сознания. Проблема идеального.
§ 1. Идеальность сознания.
§ 2. Идеальность природных процессов.
§ 3. Материальность сознания.
§ 4. Перспективы исследования сознания.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 8. Чувственное и рациональное в познании. Виды рационального познания.
§ 1. Становление проблемы: источник и объективность знания 364
§ 2. Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств.
§ 3. Аспекты рациональности. Иррационализм и его разновидности.
§ 4. Виды рационального познания.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 9. Внерациональные виды опыта.
§ 1. Интуитивное знание в обыденном опыте, в науке и философии.
§ 2. Мистическое знание.
§ 3. Религиозное знание.
§ 4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание.
§ 5. Природа экзистенциальных категорий.
Вопросы и задания.
Литература.
Глава 10. Истина в теории познания.
§ 1. Аспекты категории «истина».
§ 2. Гносеологическое понимание истины и ее концепции в истории философии.
§ 3. Истина и формы ее инобытия.
§ 4. Критерии истины.
§ 5. Проблема универсальных критериев истины.
Вопросы и задания.
Литература.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Онтология и теория познания, Миронов В.В., Иванов А.В., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2019-03-18 10:09:40