Современная научная картина мира, Клягин Н.В., 2007


Современная научная картина мира, Клягин Н.В., 2007.

    Рассматривается современная научная картина мира, охватывается широчайший спектр данных космогонии, биогенеза, антропогенеза, социогенеза и др. Эти данные настолько разнородны, что подпадают под общий знаменатель только на уровне универсального причинно-следственного закона. Для понимания его происхождения необходимо объяснить, как возникли законы сохранения и неубывания энтропии. Чтобы протянуть нить причинности от физического и астрономического мира к человеческому обществу, нужно осмыслить пути и результаты биоэволюции. Все это дает нам возможность понять, где находится центр Вселенной, как и почему возникли и угасли динозавры, отчего человек единственный на планете обладает наукой и искусством.

    Для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепция современного естествознания». Может использоваться аспирантами при подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму в области истории и философии науки.

Современная научная картина мира, Клягин Н.В., 2007


Оглавление
Введение
Глава 1 . Вселенная
1.1. Микромир
1.2. Макромир
1.3. Сингулярность
1.4. Энтропия
1.5. Закон сохранения
1.6. Причинно-следственный закон
1.7. Мироздание за пределами Вселенной
1.8. Симметрия
Глава 2 . Земная жизнь
2.1. Биогенез
2.2. Геология
2.3. Эволюция
Археозой (4,55-2,5 млрд лет назад)
Протерозой (2,5-0,544 млрд лет назад)
Палеозой (544-251 млн лет назад)
Мезозой (251-65 млн лет назад)
Кайнозой (65-0 млн лет назад)
2.4. Гоминизация
Неотения и акселерация
Демография
Красота
Глава 3 . Человек
3.1. Материальная культура
Технология
Социальность
3.2. Духовная культура
Интеллект
Религия
Нравственность
Искусство
3.3. Цивилизация
Заключение
Приложение 1. Палеолитическое искусство
Приложение 2. Статистика сюжетов палеолитического искусства
Приложение 3. Местонахождения мобильного искусства нижнего и среднего палеолита (стиль 0)
Приложение 4. Местонахождения франко-кантабрийского наскального искусства
Приложение 5. Хронология кайнозойских оледенений
Приложение 6. Классические археологические культуры палеолита
Литература:
Приложение 7. Расчетная убыль постоянной Хаббла к окраинам Вселенной
Библиография.


Введение
.
    Людям свойственно делить окружающий мир на явления, данные в ощущениях, и сущности вещей, постигаемые мысленно. Например, всем знакомы простодушные воробьи, изящные трясогузки и мудрые вороны, но никто и никогда не видел «птицу вообще», хотя суждения об этом есть в любом пособии по зоологии. Конкретные явления воплощают как типичные, так и неповторимые особенности объектов, и двух абсолютно одинаковых явлений мы не найдем.

Сущности вещей, напротив, выражают постоянно встречающиеся черты явлений определенного класса и дают нам общее представление о нем, в силу чего мы знаем, что такое «человек вообще», «планета вообще», «дождь вообще» и т. д. Может быть, сущности явлений - это просто слова, обозначающие сходные объекты? Да, это так. Сущности - это понятия, фиксируемые словами. Однако их анализ с точки зрения количественной теории информации К.Э. Шеннона показывает, что реальное положение дел куда сложнее (см. разд. 3.2).

    Вопрос о природе сущностей захватил воображение уже первых древнегреческих философов. Они решали проблему чрезвычайно смело. Для них было мало понять, что такое, например, «камень вообще» - они пытались разгадать, что такое бытие, материальный мир вообще, и какими общими принципами он управляется. Собственно, благодаря такой интеллектуальной дерзости эти мыслители и сохранились в памяти многих поколений.

Деталей творческой лаборатории первых философов мы, к сожалению, не знаем, но догадываемся, что, ориентируясь на доисторические верования о водной колыбели бытия, возможно, дошедшие до них, Фалес Милетский (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) усмотрел первооснову всех вещей в водной стихии [104, с. 100-115]. Первый классический философ полагал, что, испаряясь, вода способна порождать воздух, а сгущаясь, - земную твердь, что не лишено оснований, особенно если принять во внимание скудость научных знаний. Его ученик Анаксимандр (610 - ок. 540 до н. э.) возвысился до воззрений на природное первоначало как на некий апейрон, «бесконечное» [104, с. 116-129].

Выражаясь языком нашего времени, мы допускаем, что древний философ приблизился к понятию материи как философской категории для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях [64, с. 131]. Подобное определение материи беспроигрышно, поскольку под него подходит любой материальный объект. По той же причине оно неконкретно и дает нам мало знаний о первооснове бытия. Что же оно означает вообще?



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Современная научная картина мира, Клягин Н.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать




Скачать книгу - Современная научная картина мира, Клягин Н.В., 2007
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 


Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2016-12-08 23:14:51