Философия познания, Микешина Л.А., 2008


Философия познания, Микешина Л.А., 2008.

Образование как субъективизации всеобщею опыта и знания.
Очевидно, что интериоризация социальных смыслов - один из фундаментальных моментов образования, определяющих успех понимания всего того, что должно усваиваться в ходе образования. Проблема понимания в контексте образования обычно рассматривается в психологическом либо методологическом значениях, однако при общефилософском подходе к образованию понимание предстает как философско-герменевтическая проблема, требующая своего осмысления в этом контексте. С точки зрения семантической концепции, понимание - это интерпретация, представляющая собой индивидуальное смыслополагание и смыслопорождение, т. е. определенного рода субъективизация, придание уникально-единичного характера всеобщему знанию и опыту, к которому "восходят" в образовании. На какой основе осуществляется такое понимание и интерпретация? И здесь мы снова встречаемся с герменевтическим кругом: смыслы, которые придаются элементам всеобщего знания и опыта, базируются на внутреннем мире субъекта, его предшествующем знании и переживании. Они образуют, с позиции семантической концепции понимания, "индивидуальный смысловой контекст". В свою очередь этот индивидуальный смысловой контекст - открытая, постоянно изменяющаяся система - сформировался под воздействием текстов, предметов культуры, различных форм знания и деятельности, т. е. в результате интериоризации, усвоения элементов всеобщего знания и опыта на предыдущих этапах процесса образования. Очевидно, что при таком подходе к образованию обнаруживается особая роль выявляемых герменевтикой различных неявных форм пред-знания, пред-понимания, пред-рассудков, которые также входят в индивидуальный смысловой контекст и обеспечивают понимание всего того, что содержится и осуществляется в образовании.

Философия познания, Микешина Л.А., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.
Глава 1. Философия мотания - XXI век. Синтез когнитивных практик.
Традиционная теория познания как виртуальный феномен.
Каков статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструкта?
Виртуальность субъектно-обьектных отношений и субъекта познания
Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза. Богатство познавательного опыта и проблемы его использования Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма Основные формы диалога и взаимодействия когнитивных практик в науке и
культуре
Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик.
Герменевтические аспекты традиционных проблем познания Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей
Глава 2. Значение идей Г.Г. Шнега и М.М. Бахтина для философии познания
Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук
Особенности предмета и методологии гуманитарного знания Идеи Шпета о субъекте, Я как базовые для методологии гуманитарного знания
Конкретные направления в развитии методологии гуманитарных наук
Проблемы методологии исторической науки
Методологические проблемы во "Введении в этническую психологию"
Идеи Михаила Бахтина и их значение для современной эпистемологии и
философии познания.
О природе "мира теоретизма" и "участном мышлении".
Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании
Проблема истины в контексте «ответственно мыслящего» субъекта
Глава 3. Феномен "Я" и субъект в философии Декарта.
Множественность "Я" в текстах Декарта.
Авторское «Я» Декарта
«Я» Декарта как эмпирический индивид
«Я» как «мыслящая вещь»
«Я» как ego в cogilo ergo sum
«Я» как субъект. Неявное введение субъектно-объектных отношений Присутствие Я не ставится под вопрос.
Предпосылки и предрассудки по Декарту
Воля, свобода, истина
Единство метода и правил морали
Глава 4. Принцип доверии человеку познающему. Apгyменты за и против.
Некоторые историко-философские предпосылки проблемы.
Скептицизм как история "недоверия" человеку познающему.
Традиция Протагора Принцип доверия субъекту: аргументы за и против.
Аргументы от эволюционной теории познания Природа и сущность деформаций, осуществляемых человеком познающим
Научное воображение и проблема доверия субъекту
Принцип доверия в контексте проблемы "разумения-неразумения" (М.Фуко) Телесность человека познающего как основание доверия ему.
Глава 5. Эмпирический субъект и категория жизни.
Жизнь как категория философии.
Риккерт о "философии жизни"
Европейские традиции исследования феномена жизни Жизнь как категория наук о духе.
Дильтей: жизнь как жизнеосуществление в истории и культуре
Науки о духе - выражение сознающей себя жизни Категория жизни в онтологическом и культурно-историческом аспектах
Глава 6. Формирование субъекта интерпретирующего: герменевтические смыслы образовании.
Образование как "подъем ко всеобщему".
Возвращение субъекта в образование
Изменение базовых операций познания под влиянием образования (на примере репрезентации)
Образование как приобщение к образцам и "символическому универсуму" Образование как субъективизация всеобщего опыта и знания.
Понимание субъекта, истины и каноны образования
Формальное знание, "жизненный мир" и коренные интуиции субъекта образования
Забота как фундаментальная предпосылка формообразования субъекта интерпретирующего.
Глава 7. Вера и достоверность в познании.
Герменевтика, феноменология: выяснение природы веры и достоверности.
Поиск условий и оснований веры и достоверности
Достоверность, уверенность, вера как "формы жизни"
Достоверность и "языковые игры " Эпистемологический статус веры.
Вера и знание
Предпосылки и основания веры как субъективной уверенности
Вера и верования как компоненты личностного знания и "жизненные феномены "
Вера и сомнение
Вера и понимание
Вера и истина
Глава 8. Интерпретации: философские и эпистемологические смыслы и особенности.
Философское понимание интерпретации
Онтологические предпосылки
Интерпретация в контексте философской герменевтики
Проблема интерпретации в аналитической философии Эпистемологические проблемы интерпретации
Логико-методологические аспекты интерпретации
Интерпретация в когнитивных науках: роль идей герменевтики
Каноны интерпретации в гуманитарном знании. Идеи Э. Бетти и E.Д.
Хирша Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
Интерпретация в исторических науках
Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации Интерпретация в философии
Особенности интерпретации философских текстов
Способы реализации герменевтического принципа в философской интерпрет ации
Глава 9. Релятивизм. Психологизм. Историзм.
Проблема релятивизма в историко-философском контексте.
Релятивизм как философская традиция
Оценка релятивизма в немецком историцизме и неокантианстве
Динамика идей Гуссерля: психологизм, релятивизм, историзм
Проблема релятивизма в социологии познания.
Трактовка релятивности знания в эпистемологии К. Манхейм
О релятивизме в историческом исследовании. М. Мандельбаум, П. Бурдьё
Эпистемология о природе релятивизма
Ст. Тулмин о позициях "абсолютистов" и "релятивистов" в эпистемологии Изменение образа науки - изменение понимания природы релятивизма И. Решер: субъективный фактор и "границы когнитивного релятивизма"
Релятивизм и проблема ценностей.
Антитеза "психологизм-антипсихологизм", ее роль в понимании природы
релятивизма.
Конструктивные функции релятивности знания и релятивизм как концепция.
Глава 10. Язык в философии познании: как "опыт мира" и "горизонт онтологии".
Язык и познание.
Соотношение эпистемологии и философии языка по Р. Рорти Герменевтика: целостный подход к язык}' человека познающего «Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка» Перевод как один из способов представления проблемы языка и познания.
Научное и нарративное знание с позиции языка и языковых игр. Феномен "концепт": теоретические исследования и опыт применения.
Подходы и способы исследований феномена "концепт"
Концепт в герменевтическом контексте. Структура концепта и архитектоника опыта
От концепта к понятию и обратно. Опыт Декарта и Гуссерля
Глава 11. Познание времени и время в познании
Способы представления времени в учениях о сознании и познании.
Проблема времени в классической гносеологии
А. Бергсон: длительность как основание человеческого бытия и сознания
Ответ феноменологов на вопрос "что есть время?" Проблема времени в концепциях герменевтики.
Введение темпоральности в герменевтические исследования
Герменевтическое значение временного отстояния Понимание времени в горизонте "бытия и времени".
Категория времени в хайдеггеровской интерпретации философии Канта
Неклассическое понимание времени в работах Хайдеггера Представление времени в гуманитарном знании.
Опыт постижения времени в логике
Некоторые концептуальные подходы к проблеме времени в гуманитаристике
Глава XII. Гуманитарное и религиозное знание как сферы экзистенциального выражении человека
Систематическая теология П. Тиллиха: эпистемологические и методологические
проблемы
Проблема рациональности в теологии И Тиллиха Методы систематической теологии Методологический анализ феномена «жизнь»
Между религиозно-антропологической и рационально-критической философией
познания. П.А. Флоренский: «Столп и утверждение истины»
Проблема «неопределимости» жизни и православной церковности «Слово «истина» не покрывает собственного своего содержания.» Обращение Флоренского к собственно гносеологическим и логическим
проблемам истины
Заключение
Литература
Указатель имен
Предметный указатель



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Философия познания, Микешина Л.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать




Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 


Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2016-12-09 23:05:57