Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990


Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990.

    Книга посвящена всестороннему исследованию творческого гения Леонардо - наиболее полного воплощения гуманистической культуры Возрождения. Работа основана на конкретном рассмотрении живописного и графического наследия Леонардо, а также его рукописей. Затрагивается широкий круг вопросов на стыках искусствоведения с философией и теорией культуры, психологией, эстетикой, литературоведением.
Издание снабжено огромным количеством иллюстраций.

Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990

ОТВЕТ ФИЧИНО.
Человек, поясняет Фичино, наибольшее чудо в природе, ибо все остальное имеет характер отдельного и частного, все остальное, что ни есть в мире, вы являет какую-то одну сторону божественного единства, но не само это единство, и только человек „сразу все" (omnia simul). Человек „содержит в себе божественные идеи, от которых он зависит, а также разумные основания и примеры для низших творений, которые он известным образом производит сам. И будучи посредине всего, владеет всеми способностями. И поскольку это так, он переходит во все".

Ближайшим и внешним образом Фичино обосновывает чудесную роль чело века его срединным положением между небесным и земным на иерархической вертикали мироздания. Приглядимся, однако, внимательней, что означают для Фичино срединность и посредничество.

„...И поскольку это так, он переходит во все. И поелику он составляет истинную связь вселенной, - когда переходит в одно, не покидает и другого, но, обращаясь в отдельное, всегда сберегает целое, так что он заслуженно может быть наречен центром природы, средоточием вселенной, всемирным родом, всеобщим ликом, и узами, и скрепой мира (copula mundi)".

Все стягивается к человеку и обретает в нем единство. Главное ударение Фичино делает именно на центростремительности, на встрече в человеке разных и даже противоположных начал бытия. В конечном счете речь идет о самой универсальной встрече - духа и плоти, творца и творения. „Бог и плоть в природе составляют ее крайности, в наибольшей мере разнятся между собой". А между тем „в Божьей вселенной должна быть положена величайшая связность частей, дабы вселенная была единым творением единого Бога". Осуществить это и есть предназначение человека. Ведь „ангел не связывает их [Бога и плоть], ибо, воз носясь всецело к Богу, пренебрегает телесным ... Качество же не связывает крайности, ибо склоняется к телесному и покидает высшее...". Слишком духовное и слишком телесное, верх и низ остаются разорванными, пока не выступает человек в качестве „третьей, промежуточной сущности".

Содержание
Введение.
Проблема итальянского возрождения.
О замысле и построении книги.
Несколько общих замечаний об изучении истории культуры.
Часть первая Внутренняя логика ренессансной культуры (категория „Варьета")
Глава I Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. О месте человека в мире.
Почему человек заслуживает восхищения?
Ответ Фичино.
Ответ Пико делла Мирандолы.
Перекличка двух философов.
Отношение созерцания и действия.
Противоречивость ренессансной антропологии.
Бог и человек.
Трудность гармонии.
К характеристике особенностей Возрождения.
Глава II Гуманистическое понятие природного „разнообразия" (Варьета)
Слово, ключевое для понимания типа культуры.
Из Кристофоро Ландино. Горизонталь и вертикаль.
Кастильоне о преимуществах живописи.
Зрелище мира у Джаноццо Манетти.
„Природа" и „Искусство".
Варьета в пасторальном мире „Аркадии".
Глава III Категория Варьета у Леона Баттисты Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма.
Внутренний спор „обилия" и „разнообразия". Прекрасное или характерное? Исходное противоречие классицизма возрождения.
Логика ренессансного индивидуализма.
Небесный шут Мом.
Некоторые предварительные выводы.
Глава IV Мнения Бальдассаре Кастильоне об индивидуальном совершенстве.
Характер диалогов Кастильоне. Постановка цели исследования.
Совершенство отдельного человека?
"Не все подходит каждому".
Норма („правила") и казус („обстоятельства").
Индивидуальный выбор.
О вреде скромности. Спор пред-определений личности.
О грации.
Возрождение на пути к самообоснованию индивида.
Глава V Фиренцуола и маньеризм. Кризис ренессансного идеала.
„Красавица вообще".
От Фичино к Фиренцуоле. Совершенство подробности и химеричность целого.
Приключения ренессансного классицизма.
О сущности маньеризма. Принцип фиренцуоловой „химеры" в живописи.
Часть вторая Воплощенная Варьета. Леонардо да Винчи
„Собрание без порядка".
Еще несколько историографических заметок.
Современники о Леонардо. Джорджо Вазари.
„И так далее".
Поль Валери о Леонардо.
Письмо к Моро.
64 термина из гидродинамики.
„Разнообразь как только можешь".
Фрагмент против начетчиков. Понятие „акцидентального".
„Примеры" и „правила".
Похвала глазу.
О том, что картины не должны не быть похожи на своих мастеров.
„Произведение никогда не перестает улучшаться".
Фрагмент о „вокабулах". Историзм Леонардо?
Против „авторов сокращенных изложений".
Что за человек был Леонардо.
„Мона Лиза Джоконда".
„Тайная вечеря".
Леонардова пещера.
„Пятна на стене".
„Точка". Существование ничто.
Два полюса варьета: Леонардо в сопоставлении с Микеланджело.
Леонардо и ренессансный тип культуры.
Вместо заключения.
Примечания.
Список иллюстраций.
Указатель имен.
Summary.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать




Скачать книгу Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990 - Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990 - depositfiles.
Дата публикации:





Теги: :: ::


 


 


Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2016-12-09 21:26:30